Главная О сайте Гостевая Поиск песен Публикации

Группы

Новости

Ссылки

Концертные записи

Минусовки

Видео

Рок-оперы

Сайты ВИА

Программы

ВИО "Электрон" и "Новый Электрон"

год создания - 1963

руководитель -
Владимир Приказчиков

Москва. Липецкая филармония, Ростовская филармония.

         В 1963 г. руководство «Московской эстрады» пореко¬мендовало ансамблю из трёх гитаристов Валерия Приказчикова, Евгения Гусева, Михаила Топтыгина и пианиста Юрия Юрова, сменив акустику на электрогитары, стать аккомпанирующим коллективом. Предложение ребята приняли быстро, а вот достать инструменты было не просто. Здесь очень пригодилась яркая изобретательность Валерия Приказчикова. Музыканты сами склеивали ящики для колонок и усилителей, доставали динамики, радиодетали и делали самодельные струны из рояльных. Две немецкие гитары ребята купили на свои деньги. Валерий сделал себе замечательную гитару из белого пластика, с которой потом никогда не расставался. Она была с множеством всяких переключателей и тумблеров. Имела фантастический американский рок-н-рольный дизайн. Первый электрический репертуар составили классические произведения для трех гитар и ударных. С прическами рока-билли и влюбленностью в русскую музыку, создавали необычайно яркий имидж на советской эстраде. Ансамбль привлекал своей выразительной техникой исполнения. Начиная с 1963 г. ансамбль взял название «Электрон», а его записи начинают звучать на радио в программах молодежной редакции «Юности», по «Маяку», в передаче «Доброе утро». В прессе участников коллектива хвалили за большую сыгранность и тонкую отделку музыкальных произведений. Правда, с концертной деятельностью «Электрону» не сразу дали зеленый свет. И в этом молодому коллективу очень помог художественный руководитель и директор Владимир Абрамович Штульман. Он сумел убедить художественные советы Липецкой филармонии и горкомы местной власти, что это талантливые профессиональные музыканты. Так «Электрон» стали официальным коллективом на отечественной эстраде. Владимир Абрамович всегда говорил, что это наши «Битлз», поскольку других коллективов такой формы еще не было.
         Встреча с талантливым певцом Муслимом Магомаевым, который в двадцать один был уже заслуженным артистом Азербайджана, у «Электрона» произошла благодаря случаю. Просто один известный музыкант-инструменталист Анатолий Горохов порекомендовал певцу в качестве аккомпанирующего коллектива квартет Валерия Приказчикова. Надо сказать, что у Толи был тогда свой вокальный ансамбль. В мультфильме «Бременские музыканты» звучит его коллектив. Вокал в треке «Не могу я спать у стенки» записал Леонид Бергер, а бэк-вокал сам Анатолий Горохов с Анатолием Киселевым (впоследствии руководителем ансамбля «Добры молодцы»). Кстати, в фильме пел и Магомаев. Так вот, Горохов познакомил Приказчикова с Магомаевым по телефону. Сотрудничество было недолгим. Вместе они гастролировали по стране. В концертах с ними также выступал известный азербайджанский вокальный квартет «Гая». В его репертуаре звучали арии из опер, романсы и эстрадные песни. В архиве фирмы «Мелодия» сохранились некоторые совместные записи Муслима Магомаева и квартета «Электрон». Это был интересный период в жизни двух ярких звезд отечественной эстрады. Затем коллектив «Электрон» сотрудничал с певицами Тамарой Миансаровой, Валентиной Дворяниновой, Майей Кристалинской, вокальным квартетом «Улыбка» и многими другими. Принимали участие в совместных записях песен, что также сохранилось в гостелерадиофонде. Выступления «Электрона» показывали в телепередачах «Голубой огонек».
         Надо отметить, что свои отпуска музыканты проводили вместе, играя на танцах, например, в Липецком парке культуры и отдыха. Играли там популярные «Королеву красоты» и «Летку-енку». Да нелегко было научить танцевать молодежь под музыку современного электромузыкального коллектива. Как вспоминал Ва¬лерий Приказчиков: «Красивые вечера... Вот только... странно как-то ведут себя липчане. Сначала совсем не танцевали. Нам даже неловко как-то было». Так вот это действительно так, поскольку до появления современных ансамблей в парках на танцах играли духовые оркестры. Поэтому здесь комсомольские активисты стали проводить вечера современных танцев и обучать молодежь, как правильно двигаться в такт музыки.
         В сольных концертных номерах особым успехом пользовались известные мелодии: мексиканская пьеса «Вернись» Маноэля Домингуса, латиноамериканская «Хитрый Гонзалес», а также инструментальные авторские пьесы Валерия Приказчикова - «Веселые туристы», «Марш Электрона» и «Спутник». Основу репертуара составляли замечательные авторские произведения руководителя ансамбля Валерия Приказчикова. На самом деле он правильно считал, что музыкальный коллектив всегда должно отличать, в первую очередь, репертуар собственных композиций и всегда приводил в пример известную английскую группу «Битлз».
         К сожалению, в музыкальных коллективах все складывается по-разному. Еше до распада легендарной ливерпульской четверки «Электрон» в 1966 г. оставил лидер и создатель, яркий соло-гитарист Валерий Приказчиков. В коллективе под прежним названием остались работать Евгений Гусев, Юрий Юров. Стал музыкальным руководителем и Владимир Морозов. Затем в «Электроне» еще до «Самоцветов» успел поработать известный музыкант певец и гитарист Лев Пильщик с абсолютным слухом. В дальнейшем квартет «Электрон» увеличился до восьми музыкантов, просуществовал до 1970 г. в Тульской филармонии и распался навсегда. Правда, про этот «Электрон» уже мало кто вспоминал. Пластинок у этого состава без Валерия Приказчикова больше не выходило.
         Оставив раскрученное название «Электрон» и аппаратуру, Валерий Приказчиков начинает создавать новый состав музыкантов. Работа в Ростовской филармонии занимает совсем недолгий период. По-прежнему руководитель занимается в студии, где вместе с клавишником Евгением Казанцевым (еще не играющем на бас-гитаре) и барабанщиком Владимиром Панкратовым из Самары (тогда еще Куйбышева) записывают авторскую инструментальную пьесу «Шаги в ночи». На самом деле постоянного состава у Валерия Ивановича так еще и не было, он решает пригласить новых музыкантов. Так летом в газете «Вечерняя Москва» появляется объявление о том, что в ансамбль Валерия Приказчикова «Новый Электрон» требуются музыканты бас-гитарист и клавишник. И так на конкурсной основе в коллектив были приняты Виктор Заикин из подмосковного города Домодедово и москвич Владимир Геркуленко. Таким образом, в Москве был создан квартет «Новый Электрон». Теперь в составе: Валерий Приказчиков (музыкальный руководитель, соло-гитара, вокал и автор музыки), Владимир Геркуленко (электроорган), Виктор Заикин (бас-гитара) и Владимир Панкратов (ударные). По инициативе директора ансамбля Влади¬мира Штульмана, он также являлся художественным руководителем филармонии, ребят оформили в Липецкую филармонию и там выдали трудовые книжки. Музыканты в полном составе сдали свою первую концертную программу. Первые гастроли состоялись по городам Липецкой области. На концертах в исполнении «Электрона» звучали «Фантазия на темы комсомольских песен» в обработке Валерия Приказчикова, «Колыбельная Светланы» Тихона Хренникова, «Полюшко-поле» А.Книппера и многие другие. Надо отметить, что коллектив стал уже не только аккомпанирующим. В составе ансамбля появились солисты Галина Белаш и Евгений Стеснягин. В их исполнении также мож¬но отметить «Последнюю электричку» Давида Тухманова на слова Михаила Ножкина, «Балладу об отце» югославского певца и композитора Джордже Марьяновича и «Сосны» композитора Александра Аверкина, «Песенка о капрале» композитора Вадима Гамалия, «Закурю-ка что ли...» композитора Василия Соловьева-Седого, «Песня о Щорсе» Матвея Блантера. В концертах «Нового Электрона» с сольным номером выступал сам директор Владимир Абрамович Штульман. Он замечательно играл на рояле «Танец огня» Де Фалья и пел прекрасные романсы. Надо отметить, что музыканты за короткое время очень подружились. Много шутили и имели свой язык общения. Например, пить означало «кирять», кушать — «берлять», спать — «друшлять»... После первых гастролей летом 1969 г. ребята взяли отпуск и в это время остались в Липецке поиграть на танцах. Очень интересно звучала «Люсси» знаменитого Ричарда Литтла, таким надрывным голосом Валерия Приказчикова. А вот «Любовный напиток 9» из репертуара английского квартета «Искатели» исполнял басист Виктор Заикин. В его переложении она имела другой смысл «Брожу по городу один», посколь¬ку с точными переводами специалистов не было. Надо отметить, что он сочи¬нял свои тексты на русском языке для известных хитов «Битлз» и «Роллинг стоунз». И это у него очень здорово получалось. А молодежи рок-н-ролл очень нравился.
         После первых гастролей по Липецкой области музыканты ансамбля «Новый Электрон» отправились в Вологду. Дело в том, что Владимир Штульман и ди¬ректор Вологодской филармонии дружили и вели переписку. Так вот именно там, на гастролях познакомились с замечательным и талантливым парнем Володей Николаевым. Он играл на разных музыкальных инструментах — электро¬органе, трубе, гитаре, а также параллельно работал мимом. Очень хорошо запомнились его пантомимы «В столовой самообслуживания» и «Некоторые зрители в концертном зале». И вот его пригласили в «Новый Электрон», а позже, в 1974 г. Владимир Николаев стал «Песняром».
         Совсем немного в «Новом Электроне» поработала солисткой Алла Пугачева. Когда она пришла, уже гордо рассказывала ребятам, что записала для фильма «Король-олень» несколько песен Микаэла Таривердиева. В «Новом Электроне» она пела «Песню о любви» и «Еще со мной наплачешься». Это были песни диалоги с мизансценами. Также в это время в ансамбле пела другая солистка Раиса Кустарева. Она до этого работала в Тульской филармонии, у Анатолия Кролла. В ее исполнении слушателям полюбились песни «Жди меня» и «Ты, и я и ночь». Была с таким низким обертоном джазовой школы и пела не только на русском языке. Ей прекрасно удавались произведения на итальянском, английском. Невозможно не сказать и о третьей солистке ансамбля Людмиле Ярсуле, замечательно исполнявшей песни народов мира. Кстати, ее настоящая фамилия Шишкина не совсем соответствовала сценическому имиджу. Поэтому Ярсуле было взято по названию реки в Вологодской области. Среди солистов замечательно пел Александр Визиров.
         К сожалению, в гостелерадиофонде не сохранилось записей песен в исполнении ансамбля «Новый Электрон». В основном на грампластинках остались инструментальные произведения в аранжировках Валерия Приказчикова. Это известные мировые шедевры, а также его авторские пьесы. Тем не менее, Валерий Приказчиков сочинял и песни, которые нравились молодежи. Среди них можно отметить «Думайте, парни», «Вечный огонь»...
         В 1970 г. ансамбль «Новый Электрон» подал заявку на участие в конкурсе артистов эстрады. Музыканты вспоминают, как только что вернулись с гастролей, и на Павелецком вокзале их встречала Алла Пугачева, которая уже не работала в коллективе. Сразу же все вместе поехали в Театр эстрады, где проходил первый тур. Там встретились с ансамблем «Песняры». К сожалению, «Новый Электрон» не прошел в финал. Это было очень сложно. Те же «Песняры» приехали на конкурс, как аккомпаниаторы певице Лидии Кармальской, и в конкурсе еще не было жанра ВИА. Но по воли случая их заметили, и они заняли свое звездное положение.
         В 1970 г. на место ушедшего органиста Владимира Геркуленко пришел талантливый музыкант москвич Евгений Казанцев. Он играл на электрооргане, бас-гитаре и замечательно пел. Кстати, на басу у него получался необыкновенный «драйв». Где-то в 1972 г. басист Виктор Заикин был приглашен на работу в ансамбль Виталия Клейнота. В дальнейшем в «Новом Электроне» работали музыканты Владимир Попков, тромбонист, певец и пианист Вячеслав Назаров (его можно вспомнить по фильму «Д'Артаньян и три мушкетера», где он пел «Есть в графском парке черный пруд»). История «Нового Электрона» продолжалась вплоть до 80-х в Ростовской филармонии.


Дискография

Фотогалерея

Видео

Публикации



Быстрее звука(В.Приказчиков)

Ватусси(Э.Вианелло,обр.В.Приказчикова)
Вернись(М.Домингес)
Веселые туристы(В.Приказчиков)
Вечерние тени(В.Приказчиков)
Вечное движение(В.Приказчиков)
Всегда вместе
Вчера(П.Маккартни)

Гренада моя
Грезы(В.Приказчиков)

Да(А.Островский)
Деликадо
Дом восходящего солнца(А.Прайс)

Колыбельная Светлане
(Т.Хренников,обр.В.Приказчикова)

Лучший город земли(А.Бабаджанян)
Любовь грустна

Мелодия из к/ф "Бум"(П.Петти)
Мелодия из к/ф "Шербургские зонтики"(М.Легран)
Мирза(Э.Масиас,обр.В.Приказчикова)

Новый танец(С.Вудман)

Песенка о весёлом ветре(И.Дунаевский)
Песня о любви
Посмотри, как я качаюсь(Д.Росси)



















© OlegUd
2007