Главная О сайте Гостевая Поиск песен Публикации

Группы

Новости

Ссылки

Концертные записи

Минусовки

Видео

Рок-оперы

Сайты ВИА

Программы

ВИА "Поющие гитары"

год создания - 1966

руководитель -
Анатолий Васильев

Ленинград. "Ленконцерт".

         Вокально-инструментальный ансамбль "Поющие гитары" - первый исполнитель биг-бит и рок-музыки на советской профессиональной сцене, ансамбль, давший название популярному песенному жанру "ВИА".
         Основатель и руководитель коллектива - Анатолий Николаевич Васильев. Для того чтобы создать собственный музыкальный проект - эстрадный ансамбль типа популярного тогда итальянского вокально-инструментального квартета "Marino Marini", весной 1966 Васильев уходит из ансамбля "Дружба". В ансамбль должны были войти две гитары, электроорган и ритм секция - бас-гитара и ударные. Будущих участников группы Васильев собирал из выпускников ленинградских музыкальных училищ и самодеятельных музыкантов. Но обстоятельства сложились так, что популярный эстрадный певец Анатолий Королев, которого А.Васильев пригласил для участия в новом коллективе, в последний момент отказался уйти из ансамбля "Дружба". Тогда Васильев с остальными близкими ему по духу музыкантами уехал на берег Черного моря на турбазу. Там они по вечерам играли на танцах для отдыхающих, а целые дни репетировали непривычную, и по тем временам новую в нашей стране музыку с гитарным ритмом "биг-бит". Музыканты, молодые поклонники "Beatles", "Shadows" и "Ventures", учились слаженно петь и играть сложные гитарные партии.
         5 ноября 1966 поющие гитаристы представили свою новую программу на одной из молодежных площадок Ленинграда - в Военно-механическом институте. Сгоревшая во время выступления аппаратура, кричащий и гикающий молодняк... Кое-как концерт доиграли. Однако свежесть аранжировок, звучание электрогитар, электрооргана, новизна репертуара были явным плюсом нового коллектива, и этот первый провал не разуверил музыкантов, показал, что они на верном пути. Доработав программу и приобретя аппаратуру, новый коллектив, получивший как-то само собой, совершенно естественным путем название "Поющие гитары", сдал эту программу художественному совету и с декабря 1966 начал профессиональную работу в Ленконцерте.
         Программа "Поющих гитар" на том первом этапе состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий (Полюшко-поле, Тачанка и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов, а также песен "Beatles" и других хитов бит-музыки, а сильными сторонами ансамбля были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен. Песни советских авторов: А.Островского, А.Колкера, М.Таривердиева, А.Бабаджаняна впервые зазвучали с эстрады в аранжировке для инструментального гитарного состава. Так советская песня на эстраде не исполнялась еще никогда. Изменилось сценическое поведение артистов, мизансцены. Привычное ансамблевое пение "плечом к плечу" с одним микрофоном сменилось свободной расстановкой участников - каждый имел свой микрофон, что придавало особую динамику исполнению.
         Подбор молодежного репертуара составлял огромную проблему. Союз композиторов о зарождении нового эстрадного жанра в конце 60-х мог и не подозревать. Каким-то постановлением количество авторских работ, то есть песен, написанных участниками ансамбля, для исполнения на концертах было ограничено. Музыкантам ансамбля приходилось адаптироваться - хитрить, делать свои аранжировки на песни советских композиторов, подправлять гармонию... Рассказывают, что один композитор даже не узнал своих сочинений в исполнении "Поющих гитар", но остался вполне доволен - ребята сделали конфетку.
         Первые полтора года шло интенсивное формирование репертуара ВИА и его состава, росла его популярность, известность. Пришли А.Федоров, В.Ступаченко, появился свой профессиональный инженер - звукотехник, он же трубач, Эдгард Берштейн. В 1968 московская фирма "Мелодия" выпустила первую пластинку ансамбля - фактически первый артефакт отечественной бит-музыки, где "Поющие гитары" предстали не столько как "поющие", сколько как "играющие": ее основу составили инструментальные пьесы Васильева в манере "Shadows" и "Ventures" и несколько вокальных номеров, в том числе их первый хит "Сумерки".
         В 1969 из аккомпанирующего ансамбля Виктора Вуячича в "Поющие Гитары" пригласили клавишника и певца Юрия Антонова. Антонов в близкой по духу среде музыкантов ансамбля быстро проявил себя как композитор - "О добрых молодцах", "Если любишь ты", "Стой, не стреляй солдат", "Аэропорт", "Стефания Сандрелли",- эти песни сразу обрели всесоюзную известность. Первая работа Антонова в ансамбле как певца - это венгерская песня "Люди встречаются". Но, к сожалению, уже в начале 1970 года из-за проблем с руководством Ленконцерта Антонов вынужден был уйти из ансамбля. Последнюю свою песню, написанную в ансамбле, Юрий Антонов на прощание подарил Евгению Броневицкому. Это был нотный листочек со строчкой мелодии и гармонией под нотами. Евгению песня очень понравилась, на одном дыхании он сделал оркестровку, сочинил красивейшее гитарное соло... В песне было два куплета слов, третий дописал питерский гитарист Михаил Беляков. Так вышел национальный суперхит - "Нет тебя прекрасней", гениальная работа композитора Юрия Антонова.
         С 70-го года, с приходом в коллектив новых профессиональных музыкантов - Григория Клеймица, Юрия Соколова, Юрия Иваненко и Василия Борисова,- начался самый продуктивный период в работе ансамбля, продолжительные гастроли по стране и за рубежом, концерты в больших престижных залах Ленинграда и Москвы, записи на телевидении. Попытки давления и контроля за репертуаром продолжались. Одно время ансамблю запретили сольные выступления, понизили концертную ставку, филармонические чиновники боялись потерять кресло, но выступления ансамбля делали кассовый план, и это оправдывало для чиновников любой риск.
         В сущности, тогда "Поющие гитары" дали образец того, как элементы рок - и поп-музыки могут быть использованы в аранжировках традиционного песенного материала. Коллектив создал универсальную формулу для тысяч советских ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х годов.
         Весной 1975 года, когда "Поющие гитары" были на гребне популярности, Анатолий Васильев неожиданно решился на уникальный эксперимент. Рок-опера. Коллектив был развернут на 180 градусов, начались репетиции, прогоны, тяжелейший для ансамбля период езды в незнаемое, ведь опыта подобных постановок в стране еще не существовало. Не существовало и законченного варианта музыки спектакля, вокальные и инструментальные аранжировки делались буквально на ходу, неизбежные переделки и подгонки музыкального, сценического, постановочного материала, всю ту суматоху, суету и неразбериху, которые всегда сопутствуют новому делу, коллектив выносил стоически. И работал концерты, чтобы не умереть от голода. Летом на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории состоялась премьера рок-оперы "Орфей и Эвридика" с Ириной Понаровской и Альбертом Асадуллиным в главных ролях. Опера получила европейский диплом лучшего спектакля года. Но... Такое изменение творческого направления ансамбля стало причиной прекращения концертной деятельности и скорого распада концертного коллектива и ухода всех его музыкантов.
         В 1997 году произошло событие - через 30 лет участники ансамбля собрались для создания юбилейной программы. Зрительный зал Петербургского "Гигант-холла" не смог вместить всех желающих. На аренду любой площадки нужны деньги, и немалые, но художественный руководитель "Гигант-Холла", народный артист России Григорий Баскин в течение многих лет в качестве ведущего колесил по стране с "Поющими гитарами", поэтому вопрос с площадкой и рекламой решился как бы сам собой. Григорий Клеймиц, восстановил десяток, наверное, самых больших хитов "Поющих гитар". Сказать, что музыканты волновались, значит ничего не сказать. Ведь позади 22 года врозь, по существу, целая жизнь. Но страхи оказались напрасными, вечер вылился в настоящий триумф, собрались, конечно, самые "бешенные" поклонники "Поющих Гитар", после этого успеха уже невозможно было разойтись снова по своим квартирам, местам работы, по своим углам. Стало ясно, что "Поющие гитары" нужны людям, что у них есть любящий, "сумасшедший" зритель, что их помнят и со сцены не отпустят...
         Так возникло решение о продолжении выступлений "Поющих гитар". Весной 1997 ансамбль возродился и выступает с неизменным успехом, собирая полные залы в городах России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Причём на концерты "Поющих" приходят не только те, для кого 'Песня о добрых молодцах" или "Толстый Карлссон, смешной чудак..." - воспоминание о далёкой молодости, но и совсем юные зрители.

Список музыкантов, работавших в ВИА "Поющие гитары" (в алфавитном порядке):

Юрий Антонов (клавишные, вокал, 1969-70),
Альберт Асадуллин (вокал, 1972-74),
Валентин Бадьяров (гитара, скрипка, аранжировка, бэк-вокал, 1970-72),
Галина Баранова (вокал, 1966),
Эдгар Бернштейн (труба, звукорежиссер, 1967-76),
Василий Борисов (гитара, скрипка, бэк-вокал, 1970-76),
Валерий Бровко (гитара, 1974-76),
Евгений Броневицкий (бас, гитара, вокал, 1966-75, 1977-),
Сергей Валин (тромбон, 1977-88),
Анатолий Васильев (руководитель, гитара, бэк-вокал, аранжировка, звукорежиссер, 1966-85),
Владимир Васильев (бас, труба, вокал, бэк-вокал, 1974-79, 1997-),
Богдан Вивчаровский (вокал, 1969-88),
Лев Вильдавский (фортепиано, 1966-68),
Аркадий Герштейн (ударные, 1974-76),
Роман Дубинников (клавишные, 1977-79),
Валентин Дынга (1969-70),
Сергей Евграфов (вокал, 1978-80),
Борис Зуев (гитара, 1977-88),
Юрий Иваненко (бас, флейта, 1970-71),
Юрий Иванов (гитара, флейта, бэк-вокал, 1974-76),
Татьяна Иванова (вокал, 1978-80),
Юрий Каганович (гитара, 1975),
Роман Кадейкин (ударные, 1977-80),
Владимир Калинин (гитара, бэк-вокал, 1966-70),
Татьяна Калинина (вокал, 1966-67),
Виктор Кареткин (фортепиано, 1977-80),
Дмитрий Кижаев (гитара, 1997-2003),
Григорий Клеймиц (музыкальный руководитель, клавишные, аранжировка, бэк-вокал, 1970-76),
Алла Кожевникова (вокал, 1978-80),
Виктор Кривонос (вокал, 1974),
Борис Кудрявцев (труба, 1977-88),
Эдуард Кузинер (художественный руководитель, клавишные, 1972-78),
Сергей Лавровский (ударные, 1966-70),
Василий Лазаренко (вокал, 1978-80),
Геннадий Латышев (гитара, 1976),
Ольга Левицкая (вокал, 1974-79),
Лев Либин (саксофон, флейта, 1977-88),
Анатолий Лобачев (гитара, 1977-80),
Виктор Ловецкий (ксилофон, виброфон, 1977-88),
Леонид Мальцев (электроорган, 1977-80),
Олег Мошкович (электроорган, бэк-вокал, 1967-69),
Юрий Охочинский (вокал, 1978-80),
Альгирдас Паулавичюс (фортепьяно, электроорган, флейта, 1968-72),
Штефан Петраке (клавишные, вокал, 1969-70),
Ирина Понаровская (вокал, 1970-76),
Виталий Псарев (вокал, 1978-79),
Петр Пчелинцев (вокал, 1978-80),
Виктор Рубин (вокал, 1968),
Юрий Соколов (ударные, 1971-74, 1997-2014),
Геннадий Степанов (вокал, 1978-80),
Валерий Ступаченко (вокал, 1968-75),
Аркадий Султан-Беков (вокал, 1978-80),
Борис Усенко (вокал, 1976-81),
Александр Федоров (гитара, вокал, 1968-79),
Елена Фёдорова (вокал, 1968-74),
Анатолий Федченко (художественный руководитель, гитара, 1978-80),
Марина Холмова (вокал, 1985-88),
Юрий Хомутянский (вокал, 1978-80),
Валерий Цакадзе (гитара, вокал, бэк-вокал, 1975-76),
Майя Цакадзе (вокал, 1978-80),
Юрий Чванов (гитара, вокал, 1966-68),
Семен Шнейдер (гитара, 1974-76),
Юрий Щеглов (клавишные, 1977-78).


Дискография

Фотогалерея

Минусовки

Видео

Телеконцерты и фильмы

Публикации

Концертные записи

Рок-оперы

Тексты песен

Музыкальний ринг

Афиши

Сайт


Сборник нот 01
Сборник нот 02
Сборник нот 03
Сборник нот 04 (две части)
Сборник нот 05
Сборник нот 06
Сборник нот 07
Сборник нот 08
Сборник нот 09 (две части)
Сборник нот 10
Сборник нот 11
Сборник нот 12
Сборник нот 13
Сборник нот 14
Сборник нот 15

Сборник нот 16
Сборник нот 17
Сборник нот 18
Сборник нот 19
Сборник нот 20
Сборник нот 21
Сборник нот 22
Сборник нот 23
Сборник нот 24
Сборник нот 25
Сборник нот 26
Сборник нот 27
Сборник нот 28
Сборник нот 29
Сборник нот 30



10 дней(Э.Кузинер-М.Рябинин)
10 дней(Э.Кузинер-М.Рябинин)

А я пою(А.Морозов-К.Рыжов)
А я пою(нов)(А.Морозов-К.Рыжов)
Анкета(инстр)(А.Колкер)
Апачи(Apache)(инстр)
(J.Lordan,обр.А.Васильева)

Белый снег(В.Успенский-Л.Палей)
Бочка вина(А.Третьяков)
Бочка вина(вар.2)(А.Третьяков)
Был один парень
(F.Migliacci-M.Lusini,пер.Т.Сашко)
Был один парень(нов)
(F.Migliacci-M.Lusini,пер.Т.Сашко)

Ведь это весна(В.Кочегуро)
Вероятно
(Я.Дубравин,Д.Запольский-И.Резник)
Весенняя история(Э.Кузинер-М.Рябинин)
Весна(И.Павлов-О.Елькин,И.Павлов)
Вечерний город(инстр)(М.Таривердиев)
Волховская застольная
(И.Любан-М.Косенко,А.Тарковский)
Восток(нов)
Вот мчится тройка почтовая
(р.н.п.,обр.А.Васильева)
Вот это погода(А.Морозов-А.Ольгин)

Да и нет(с М.Пахоменко)
(А.Колкер-К.Рыжов)
Даёшь!(Э.Кузинер-М.Ромм)
Дарю тебе я Родину
(А.Морозов-Г.Горбовский)
До тебя два шага(Э.Кузинер-В.Гин)
До тебя два шага(нов)
(Э.Кузинер-В.Гин)
Девушка(рус)
(Д.Леннон,П.Маккартни-р.т.О.Гаджикасимова)
Джулия(Э.Димитров-В.Андреев,р.т.В.Гина)
Джулия(нов)
(Э.Димитров-В.Андреев,р.т. В.Гина)
Дороги(А.Новиков-Л.Ошанин)
Другое поколение
(Песня о новом поколении)
(М.Таривердиев-Л.Ашкенази)

За день до рождества(А.Аршанский)
За морем(В.Кочегуро-С.Есенин)
Заблудились вдвоем

Краковяк
(пол.н.п.,обр.Э.Кузинера-р.т.В.Гина)

Ленинград(C.Juwens.L.Deane.C.Lemesle,
R.Dassin,обр.А.Васильева,р.т.Я.Голякова)
Ленинград(C.Juwens.L.Deane.C.Lemesle,
R.Dassin,обр.А.Васильева,р.т.Я.Голякова)
Лунный берег(В.Ермолин)
Люблю(Я.Дубравин-В.Гин)
Люблю(Я.Дубравин-В.Гин)
Люди встречаются
(V.Havasi/I.S.Nagy,р.т.О.Жукова)
Люди встречаются
(V.Havasi/I.S.Nagy,р.т.О.Жукова)

Мне повезло(Я.Дубравин-М.Рябинин)
Моя вина(А.Морозов-Ю.Бодров)
Мужская дружба(В.Кочегуро-И.Бедных)
Мы расстались(молдавская н.п.)

На Московском вокзале
(А.Грызлов-И.Бедных)
Не ломай черемухи
(А.Морозов-В.Харитонов)
Не могу я без тебя(С.Касторский-А.Ревич)
Неприметная красота
(А.Морозов-М.Рябинин)
Неприметная красота
(А.Морозов-М.Рябинин)
Нет тебя прекрасней
(Ю.Антонов-А.Азизов,М.Беляков)
Ничего(И.Крестовский-Д.Панфилов)
Ноктюрн(М.Таривердиев)

О добрых молодцах(Ю.Антонов-О.Жуков)
О добрых молодцах(вар.2)
(Ю.Антонов-О.Жуков)
О России
(В.Соловьёв-Седой-Г.Горбовский)

Перламутровые ночи(Я.Дубравин-М.Ромм)
Песенка велосипедистов
(D.Pace/M.Panzer/L.Pilat/P.Callander,р.т.П.Ватника)
Песня о Ленинграде(Г.Носов-А.Чуркин)
Песня - это главное, друзья
(Я.Дубравин-С.Фогельсон)
Печальная(А.Колкер-К.Рыжов)
Полюшко-поле(Л.Книппер-В.Гусев)
Полюшко-поле(нов)
(Л.Книппер-В.Гусев)
Попурри
Поющие гитары(В.Кочегуро)
Прекрасное воскресенье
(D.Boone/R.McQueen, р.т.М.Белякова)
Прекрасное воскресенье(нов)
(D.Boone/R.McQueen, р.т.М.Белякова)
Проводы(А.Колкер-К.Рыжов)
Птицы(Д.Решетникова)
Пятьдесят(А.Кондаков-автор неизв.)

Родина(В.Кочегуро-С.Есенин)
Рок-н-ролл жив(В.Кочегуро-В.Васильев)
Романс(А.Колкер-К.Рыжов)
Романс(нов)(А.Колкер-К.Рыжов)
Рыжая(неизв.)

Саласпилс
(А.Тимошенко,Э.Кузинер-Я.Голяков)
Свет твоих глаз
Синяя песня
(H.Hunter/J.Keller,р.т.А.Азизова)
Синяя песня(вар.2)
(H.Hunter/J.Keller,р.т.А.Азизова)
Синяя песня(нов)
(H.Hunter/J.Keller,р.т.А.Азизова)
Синяя птица(инстр)
(N.Paramor,обр.А.Васильева)
Соловей(Х.Офрей-П.Делано,р.т.Я.Голякова)
Соловей(нов)
(Х.Офрей-П.Делано,р.т.Я.Голякова)
Старый сад(А.Третьяков-Ю.Поройков)
Стой, не стреляй, солдат
(Ю.Антонов-О.Жуков)
Субботний вечер(нов)
(P.Coulter/B.Martin-р.т.В.Гина)
Сумерки(инструментал)(А.Васильев)
Сумерки(А.Васильев-К.Рыжов)
Сумерки(А.Васильев-К.Рыжов)
Сюрприз(инстр)(B.Welch,H.Marvin,J.Harris,T.Meehan)

Тачанка(К.Листов-М.Рудерман)
Тихо течет Неман
(литовская н.п.,обр.А.Паулавичюса)
Толстый Карлссон(J.Christie,р.т.И.Резника)
Толстый Карлссон(нов)
(J.Christie,р.т.И.Резника)
Тонкая рябина(р.н.п.-И.Суриков)
Тонкая рябина(нов)(р.н.п.-И.Суриков)
Тореро(инстр)(N.Paramor,обр.А.Васильева)
Торопись(нов)(Я.Дубравин-М.Ромм)
Ты мне откройся(нов)
(Я.Дубравин-М.Рябинин)
Ты уходишь, как поезд
(М.Таривердиев-Е.Евтушенко)

Хочешь(В.Кочегуро-М.Давыдова)

Цыганочка(инстр)(M.Carr,обр.А.Васильева)

Частушки
(нар.-И.Резник,К.Григорьев,Ю.Погорельский)
Чудеса(Паруса)(нов)
(A.Blakley,D.Pace,L.Hawkes,
L.Pilat,M.Panzeri-р.т.А.Азизова)






































© OlegUd
2007