Главная О сайте Гостевая Поиск песен Публикации

Группы

Новости

Ссылки

Концертные записи

Минусовки

Видео

Рок-оперы

Сайты ВИА

Программы

ВИА "Сайяр"

год создания - 1969

руководители -
Олег Иванов-Олейниченко,
Рашид Абдуллин,
Рафаэль Мазитов,
Валерий Чамрин

Казань. Татарская АССР.

         В конце 1969 года в одной из казанских войсковых частей создается вокально-инструментальный ансамбль «Тоника» под управлением выпускника фортепьянного отделения консерватории, композитора и аранжировщика Олега Иванова-Олейниченко, С ним играют профессиональные музыканты Радик Сулейманов, Валерий Казаков, Владимир Михаилов Яков Головин и совсем юная певица Галя Богданова (Михайлова). Большую помощь группе оказывает солист оперного театра им. М.Джалиля, известный в городе певец Владимир Степанов. С его помощью ансамбль часто выступает с небольшими концертами, играет на молодежных танцевальных вечерах, успешно дебютирует на фестивале "Зимняя эстрада-71". Но у музыкантов группы кончается срок службы, и только Иванов остается еще на год. У него много идей, но реализовать их практически не с кем. Так "Тоника" заканчивает первый этап своей карьеры.
         Неожиданное продолжение дело получает в ноябре 1971 года. В духовой оркестр этой же части попадают трое друзей-новобранцев: Рустем Запяутдинов. Фарид Сабирзянов и Рашид Абдуллин. И практически сразу же новая группа под управлением Олега Иванова приступает к репетициям в красном уголке части. В новой команде по-новому раскрывается солистка Галина Богданова: многим тогда запомнилась в ее исполнении песня Иванова «Не бывать весне без зимы».
         Ансамбль начинает набирать обороты. Буквально в считанные дни формируется имидж группы. Олег ищет оригинальную и запоминающуюся картинку к каждой песне программы. И хотя ребята выступают в военной форме, выглядит все легко, современно, продуманно.
         На фестивале "Зимняя эстрада-72" ансамбль выходит уже с названием, которое предлагает работник отдела агитации и пропаганды ОКОК ВЛКСМ Шамипь Закиров. «Сайяр» - это первая татарская национальная театральная труппа. Таким образом, название как-то сразу определяет и лицо группы, и репертуар: обработки татарских народных песен, песен татарских советских композиторов. популярные песни тех лет. Выступление на "Зимней эстраде-72" было успешным. И зал, и жюри оценивают ребят на отлично, так "Сайяр" в первый раз становится призером престижного казанского фестиваля.
         После удачного дебюта все пошло как бы само собой. По накатанной колее идут репетиции, концерты, фестивали. В ансамбле новая солистка Ляля Аминова, сотрудничает с группой Ренат Ибрагимов. Самым значительным из этой череды событий становится для ребят участие в фестивале "Звезды завтрашнего дня". В одной программе с "Сайяром" работают оркестр В. Людвиковского, Лев Лещенко, сестры Зайцевы, Геннадий Хазанов, Семен Каминский. Казанцы работают "номером", играя четыре песни за выход. Публика тепло принимает песни Р.Яхина. Н.Хабибуллина, А.Ключарева, Н.Жиганова, в обработках Олега Иванова.
         Демобилизовавшись, состав распадается на полтoра года. Рустем Заляутдинов и Рашид Абдуллин уезжают работать в Самарскую филармонию. Но в 1974 году Рашид поступает учиться в Казанскую консерваторию на теоретико-композиторский факультет. И когда ему предлагают место руководителя ВИА в ДК мехового объединения, товарищи по "Сайяру" собираются снова. Здесь и начинается второй, наиболее продуктивный этап творческого пути коллектива, этап, с которым для многих в республике связаны воспоминания о профессиональном и самобытном ансамбле.
         В 1976 году Рафаэпь Мазитов и Фуат Зарипов уходят к В.Усманову в ВИА "Орфей". Но связь с "Сайяром" Рафаэль не теряет. Продолжает "раскручивать" ребят с присущей ему напористостью. В республике "Сайяр" звучит по радио и телевидению. В казанских киосках "Союзпечати" продаются цветные плакаты с изображением коллектива. Любое молодежное мероприятие в городе не обходится без участия ВИА "Сайяр". Ребята играют с удовольствием, часто и успешно катаются по республике, принимают участие во всех "Зимних эстрадах", "Студенческих веснах", "Комсомольских песнях" и т.д. Выезжают на региональный поволжский этап музыкального фестивали в Куйбышеве, выступают с сольными концертами во Владимире и Горьком, участвуют в программах Центрального телевидения «Шире круг» и "Споемте друзья". В одной из программ Центрального телевидения выступают вместе с белорусскими "Сябрами". Записи ансамбля звучат по радио "Маяк". В 1978 году группа "Сайяр" участвует в международном конкурсе "Красная гвоздика-78". Конкурс проходил в Сочи и принёс команде звание дипломанта. Причем соревновались с очень известными группами, достаточно упомянуть "Синюю птицу" и "Верных друзей", чтобы понять уровень конкуренции. Успешно отстрелявшись в Сочи, "сайяровцы" едут в Куйбышев (ныне - Самара) на Поволжский региональный музыкальный фестиваль - представлять республику и бороться за единственную путёвку на фестиваль молодежи и студентов на острове Куба. И это соревнование ВИА "Сайяр" выиграл с явным преимуществом. Группа получила звание лауреата, участники команды получили дипломы первой степени в четырех номинациях. Рустем Зарипов признан лучшим гитаристом, Рашид Абдуллин - лучшим инструменталистом-духовиком, Мансур Зарипов - лучшим солистом-вокалистом, а Рашид Абдуллин был признан еще и лучшим аранжировщиком национальной музыки. Это был настоящий успех.
         В составе молодежной творческой группы "Сайяр" по линии Бюро молодежного туризма "Спутник" едет в Болгарию, Югославию, Румынию, Италию. Итальянские гастроли запомнились знакомством и началом творческой дружбы с популярным во всём мире певцом Робертино Лоретти. Лоретти, приехав в Казань на гастроли, с удовольствием встретился с друзьями-сайяровцами. В Нигерии казанцы играют концерты вместе с местными черными музыкантами, каждым выступлением вызывая у слушателей бурю положительных эмоций... На фирме "Мелодия" в Москве записывается и поступает в продажу сувенирная пластинка "Мастера искусств Татарии" с песнями ансамбля "Сайяр".
         В конце 70-к ансамбль живет как бы по инерции успеха. Меняются музыканты, но на концертах и в студийных записях "Сайяр" звучит все так же профессионально. Тем не менее, в жизни группы начинается необратимый процесс. Ребят уже не устраивает звучание аппаратуры, а денег на новые инструменты и аппараты нет. Свой коммерческий успех группа, как известный коллектив, уже пережила. У многих музыкантов появились семьи. К тому же лидер ансамбля Рашид Абдуллин все больше и больше уходит в композиторскую работу, пишет симфонию, и времени на группу у него практически не остается. Мансур Зарипов получает назначение на должность главного инженера одного из крупнейших объединений Казани и переключается ха производственную деятельность Рустем Заляутдинов поступает в аспирантуру н уезжает в Москву, в Большой театр СССР на творческую стажировку. Рустем Зарипов организует новый ансамбль.
         К середине 80-х в "Сайяре" совсем новый молодежный состав. Абдуллин делает с ним программу, выступает по радио н телевидению, затем его эстафету принимает Валерий Чамрин. Попытку вернуть былое предпринимает Рустем Зарипов, его композиции в исполнении Наталии Зариповой были интересны. Тем не менее, времена меняются и того успеха, который был у "сайяровцев" Рашида Абдуллина, добиться не удается. Всему свое время.

Список музыкантов, работавших в ВИА "Сайяр" (в алфавитном порядке):

Рашид Абдуллин (руководитель, бас, клавишные),
Ляля Аминова (вокал),
Ришат Бикмуллин (гитара, вокал),
Галина Богданова (Михайлова) (вокал),
Рашид Гайнутдинов (ударные),
Яков Головин,
Рустем Заляутдинов (Заляй) (вокал, гитара),
Владимир Замсков (вокал),
Мансур Зарипов (вокал),
Марат Зарипов (скрипка),
Рустем Зарипов (клавишные),
Ренат Ибрагимов (вокал),
Олег Иванов-Олейниченко (руководитель),
Валерий Казаков,
Алексей Колесник,
Рафаэпь Мазитов (худ.рук.),
Нияз Мифтахов (бас),
Владимир Михайлов,
Фарид Сабирзянов (ударные, вокал),
Радик Сулейманов,
Валерий Чамрин (руководитель, гитара, вокал).


Дискография

Фотогалерея

Публикации



Давайте спляшем(Эйдегез биибез)
(Т.Ильясов-Р.Миннуллин)
Доносится запах сирени
(Сиреннәр хуш ис тарата)

Если(Дисәнэ)(тат.н.п.)
Если ты придёшь(Килсэнэ)

Лесная девушка(Урман кызы)
(Д.Файзи,аранж.Р.Абдуллина-Х.Такташ)

Мы были далеки
(Бик еракта идек без)(тат.н.п.)

На побережье(Су буйлап)
(тат.н.п.)(инстр.)
Ноктюрн

О тебе(Синең хакта)

Приди же(Узен килче)
(Р.Абдуллин-Р.Валеев)

Сария(Сәрия)(тат.н.п.)

Тоска моя(Сагынам)
(Р.Абдуллин-Р.Валеев)
Ты играл на сазе
(Син сазынңы уйнадым)(инстр.)

У воды
(Су буенда)(тат.н.п.)(инстр.)

Ходжа Насреддин
(Р.Абдуллин-Р.Валеев)

Цветная песня(Төсле җыр)
(Р.Абдуллин-Р.Валеев)















© OlegUd
2007