Главная О сайте Гостевая Поиск песен Публикации

Группы

Новости

Ссылки

Концертные записи

Минусовки

Видео

Рок-оперы

Сайты ВИА

Программы

ВИА "Гунеш"

год создания - 1970

руководители -
Мурад Садыков (1970-1985),
Шаммамед Бяшимов (1976-1984),
Олег Королёв
(1974-1976,1982-1985)

Ашхабад. Гостелерадио Туркмении, Ашхабадская филармония.

         Идея создания туркменского ВИА принадлежит известному и популярному в те годы туркменскому певцу Мураду Садыкову, он же придумал для ансамбля и название: «Гунеш», что в переводе с туркменского значит «Солнце». В конце декабря 1969 года Мурад Садыков добился утверждения штата музыкантов для организации и создания вокально-инструментального ансамбля (ВИА) при Телевидении и Радиовещании ТССР. Первым солистом был сам Садыков . В коллектив входили также второй солист Э.Аннаев и вокальное трио в составе: В.Мамедов (тенор), Х.Мамедов (баритон), Й.Агаханов (бас). Коллектив по составу представлял собой типичный по тем временам ВИА, ориентированный на исполнение туркменских народных песен и песен профессиональных туркменских и советских композиторов-академистов, членов Союза Композиторов. Затем Мурад Садыков предложил известному в Туркмении джазовому музыканту Олегу Королёву возглавить коллектив музыкантов. С приходом джазового пианиста и композитора Олега Королева, который стал музыкальным руководителем «Гунеша», группа начала исполнять джазовые композиции. Вместе с Олегом Королевым в «Гунеш» пришли музыканты из его джазового ансамбля, работавшего в ресторане гостиницы «Ашхабад».
         В 1972 году Мураду Садыкову удалось добиться от Гостелерадио ТССР выделения значительных денежных средств на приобретение за рубежом фирменного профессионального звукового оборудования и музыкальных инструментов, что позволило повысить качество звучания и оборудовать собственную репетиционную базу. Возможность для творческого роста и относительно высокие оклады музыкантов привлекали в «Гунеш» талантливых исполнителей не только из Туркмении, но и из других республик.
         К 1976 году в «Гунеше» сложился стабильный и сыгранный состав, и одновременно было принято решение отказаться от исполнения классического джаза и создать новый стиль, ориентированный на этническую восточную музыку в джаз-роковой обработке. После ухода из коллектива в 1976 году Олега Королёва по семейным обстоятельствам, музыкальное руководство группы формально возглавил певец вокального квартета – Шаммамед Бяшимов. На репетиции он иногда приносил известные популярные туркменские народные мелодии и музыканты сами, коллективно, их аранжировали. Так, из необходимости, появился и развился в группе коллективный композиционный метод сочинения.
         К концу 70-х годов стиль и манера исполнения группы стали более или менее определяться. Это развернутые вокально-инструментальные композиции блочного, сюитного типа с вкраплениями сольных импровизационных квадратов. Ладо-ритмическая основа композиций ориентировалась на Восток. Первыми экспериментальными произведениями такого типа были композиции — «Кушт-депты», «Кечпелек» и «Ритмы Кавказа». С приходом в группу высококлассного джазового музыканта, саксофониста, скрипача, аранжировщика Станислава Морозова группа ещё более подняла инструментально-исполнительскую планку. Поистине неоценим вклад Станислава Морозова в создании многих инструментальных композиций и аранжировок песен. Его блестящее инструментальное сочинение «Восточный сувенир» (в размере 11/8) вошло в золотой фонд репертуара группы, где он виртуозно импровизировал, исполняя своё большое джазовое соло на тенор-саксофоне. Не каждый джазовый музыкант может импровизировать свободно в таком сложном размере, т. к. в основном, джазмены адаптированы во времени чётных размеров (2/4, 3/4, 4/4). Оттачивание исполнительского мастерства и стилевого звучания группы послужило основой её творческих удач и признания публики.
         Пик популярности ВИА «Гунеш» пришелся на 1976-1986 годы. Группа участвовала в многочисленных престижных музыкальных конкурсах и фестивалях, гастролировала по СССР и за рубежом, выпустила две пластинки на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия», снималась на республиканском и центральном телевидении. За эти годы ансамбль стал лауреатом всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни (Москва, 1977 год), лауреатом международных конкурсов «Зелена Гура-1978» в Польше и гостем фестиваля «Золотой Орфей-79», а также первого всесоюзного фестиваля популярной музыки «Тбилиси-80», вместе с «Машиной времени», «Автографом» и другими.
         В 1981 году Олег Королёв вновь становится музыкальным руководителем группы. За это время музыканты профессионально выросли. Группа приобрела широкую известность в СССР. Уже в сентябре 1981 г. группа участвовала во Всесоюзном фестивале популярной музыки «Ереван-81». В том же 1981 г. «Гунеш» дает три концерта в Ленинграде, посвящённые 300-летию воссоединения Туркмении с Россией, и участвует в программе «Новогоднего огонька» в Москве. В августе 1982 года группе «Гунеш» присуждается звание «Заслуженный художественный коллектив Туркменской ССР», а Мураду Садыкову - звание «Народный артист Туркменской ССР». Объявление об этом было опубликовано в газете «Туркменская искра». В том же 1982 г. Олег Королёв налаживает отношения с художественным руководством Госконцерта СССР Б. Сухановым и в апреле 1983 г. «Гунеш» отправляют в заграничную гастрольную поездку по африканским странам: Острова Зелёного мыса, Гвинея-Бисау, Сенегал, Сьерра-Леоне.
         В 1983 году на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» в Москве, произведена запись на пластинку новой музыкальной программы. Виниловый диск под общим названием «Вижу землю» выходит в 1984 году. В него вошли новые вокально-инструментальные композиции, сочинённые и аранжированные музыкантами группы: Диск «Вижу землю» произвёл на музыкантов Советского Союза большое впечатление своей новизной, неподражаемой оригинальностью и высоким профессиональным исполнением. Звукорежиссёру фирмы «Мелодия» Р. Рагимову присудили 1-ю премию за лучшую звукозапись года, премировав его туристической путевкой в Чехословакию. Диск был выпущен 4 отделениями фирмы «Мелодия» (Московским, Ташкентским, Тбилисским, Рижским отделениями). Все тиражи дисков очень быстро раскупались.
         В 1985 году ВИА «Гунеш» участвовал в концертной программе VII Съезда Союза композиторов СССР. Для участия в концертах Съезда председатель Союза композиторов СССР Т.Н.Хренников дал телеграмму в Министерство культуры Туркменистана. Специально для этого форума коллективом были сделаны несколько инструментальных аранжировок, с использованием произведений туркменских композиторов (Н.Халмамедова, Ч.Нурымова и др.). Участие в Съезде композиторов СССР было привилегией немногих. Этого удостоились только шесть известных в СССР музыкальных коллективов: «Гунеш» под управлением О.Королёва, «Арсенал» под управлением А.Козлова, «Аллегро» под управлением Н.Левиновского; ансамбль «Мелодия» под управлением Г.Гараняна, «Метроном» и Азиза Мустафа-Заде (дочь известного джазового пианиста Вагифа Мустафа-Заде, который прославился в СССР как создатель собственного джазового стиля с использованием азербайджанских народных ладов - мугам). Она играла произведения своего отца. Концерт проходил в Московском театре эстрады. Это был знаменательный и исторический концерт уже легендарной группы «Гунеш». На концерте присутствовали композиторы и музыканты из всех республик СССР. Выступление в Театре эстрады стало последним из заметных появлений группы на «большой» сцене.
         В середине 1980-х годов в результате внутренних конфликтов, подогреваемых травлей со стороны руководства Гостелерадио и Министерства культуры ТССР, ВИА «Гунеш» начали покидать музыканты. В это же время прекратил свое сотрудничество с «Гунеш» его основатель и многолетний руководитель Мурад Садыков. В июле 1985 г. группа «Гунеш» участвовала во Всемирном фестивале в Мозамбик в сокращённом составе - только ритм-группа и саксофонист. Группа в малом составе проработала ещё до конца 1986 года Участвовала в джазовом фестивале в г. Донецке. Без бэнда духовых - это был уже не тот «Гунеш». Звучание стало камерным. Через год музыканты перессорились между собой и поувольнялись. Причиной тому были, конечно, плохие условия для работы, низкие оклады и полное невнимание, бездушие со стороны Министерства культуры и дирекции филармонии к проблемам коллектива.
         В 1988 году из состава группы, который принято называть «золотым», остался один Ришад Шафиев. Он набирал новых музыкантов, приглашал старых музыкантов для совместных выступлений, организовывал юбилейные концерты, однако вскоре сам был вынужден покинуть Туркменистан. Уже проживая в России, Ришад Шафиев в 1999 и 2000 гг. организовал выпуск двух сборников старых и новых записей ВИА «Гунеш», после чего история группы прервалась.

Список музыкантов, работавших в ВИА "Гунеш" (в алфавитном порядке):

Йоломан Агаханов (вокал, 1970-73, 1981-86),
Юсиф Алиев (тромбон, 1973-87),
Хакберды Алламурадов (перкуссия, 1987-90),
Вилли Альбрехт (клавишные, 1973-76),
Роберт Альбрехт (клавишные, 1973-76),
А. Аманов (гитара, 1970-80),
Э. Аннаев (вокал, 1970-?),
Сабо Артыков (клавишные, 1981-86),
Ислам Бабаев (тромбон, гитара, 1970-73),
Владимир Белоусов (бас, 1977-90),
Бердымурад Бердыев (вокал, 1978-1981),
Шамамед Бяшимов (музыкальный руководитель, клавишные, вокал, 1977-81),
Р. Галимов (саксофон, 1970-80),
Виктор Голубев,
Игорь Гордеев (перкуссия, виброфон, 1973-77),
М. Дурдыев (вокал, 1973-80),
Э. Качаров (саксофон, 1973-76),
А. Королёв (бас, 1972-76),
Олег Королёв (музыкальный руководитель, клавишные, 1970-76, 1981-86),
Владимир Кочулков (саксофон, 1970-76),
Махтумкули Курбанниязов (перкуссия, 1989-90),
Курбан Курбанов (клавишные, аккордеон, 1987-88),
Шамиль Курманов (труба, 1974-76),
Шохрат Курманов (труба),
Михаил Логунцов (гитара, ситар, 1974-90),
В. Мамедов (вокал, 1970-72),
Гасан Мамедов (скрипка, 1981-88),
Х. Мамедов (вокал, 1970-80),
Станислав Морозов (саксофон, 1977-86, 1989-90),
Дмитрий Нуникян (Саблин) (ударные, 1970-73),
Александр Овезлов,
С. Петров (саксофон, 1973-76),
Василий Потупа (вокал, 1972-80),
Ильяс Реджепов (Ильяс Паша) (гитара, вокал, 1981-88),
Вагиф Ризаев (музыкальный руководитель, саксофон, кларнет, 1981-88),
Сабир Ризаев (саксофон, 1981-88),
Мурад Садыков (руководитель, вокал, 1970-86),
Александр Стасюкевич (труба, 1977-86),
Степан Степаньянц (клавишные, 1981-90),
Юрий Тер-Михайлов (бас, 1970-72),
Лев Фериянц (кларнет, 1989-90),
Акмурад Чарыев (флейта, 1982-?),
Михаил Чарыев (гитара),
Ришад Шафи (ударные, виброфон, ксилофон, 1974-90),
Ирина Шафиева (клавишные, вокал, 1989-90),
Хаджириза Эзизов (вокал, 1977-88).


Дискография

Фотогалерея

Телефильм

Публикации

Видео

Минусовки



45 в тени(Р.Шафи)

Байконур(нар.мелодия)
Баллада о судьбе(Н.Халмамедов-сл.нар.)
Белый голубь(Акжа кеп-дери)
(X.Алламурадов—Ш.Бяшимов)
Боль утраты(Гунеш-Махтумкули)
Бу дерби(тадж.н.-Махтумкули)

В путь(Р.Шафи)
Ветер с берегов Ганга(нар.мел.)
Волшебный халат(С.Морозов)
Воспоминание(Д.Нурыев-М.Мышыев)
Восточный экспресс(нар.мел.)
Восточный сувенир(С.Морозов)
Вьетнамские фрески(нар.мел.)

Горькая судьба(Халмамедов-нар.)

Девушка(туркмен.н.п,обр.Ш.Бяшимова-Саиди)
Девушка(вар.2)(туркмен.н.п)
Джамиля(с И.Реджеповым)

Инструментал 1
Инструментал 2
Интродукция(Р.Шафи,С.Морозов)

Кечпелег(нар.-Н.Халмамедов)

Ляна(молд.нар.наигрыш)

Младший брат(нар.-Сейиди)
Моим друзьям1(Р.Шафи,В.Белоусов)
Моим друзьям-2(Р.Шафи)

Невестки(Хесерли геринлер)
(туркм.н.п.,обр.Ш.Бяшимова-Кеменэ)

Обман(турец.нар.песня)

Плач Шасанем(нар.)
Песня о любви(Ч.Нурымов)

Разлука(Арманым галды)
(Ч.Нурымов—Махтумкули)
Река Туни(Туркменская н.п, обр.Ш.Бяшимова)
Ритмы древней земли(Р.Шафи)
Ритмы Кавказа(нар.мел.)

Свидание с милой(нар.-Андалып)

У старого ручья(Коне гузер)
(туркм.н.п.,обр.Ш.Бяшимова—Андалып)
Утоленная любовь(Нурымов-Махтумкули)
Утренняя греза(Н.Мухатов-Г.Бяшиев)

Фантазия на темы туркменских
и кавказских нар.мелодий
Финал(С.Морозов)

Ходжа-Насреддин(с Б.Тимуром)
(Б.Тимур-М.Танич)
Ходжа-Насреддин(Б.Тимур-М.Танич)
Хош гекдениз

Чайхана(Б.Тимуров-М.Танич)

Шалахо























© OlegUd
2007